Пятиглавый купольный храм в стиле зрелого классицизма, с необычной центрической композицией, отличающийся высоким профессиональным уровнем исполнения. Массивный основной четверик в два света имеет встроенные в углы мощные цилиндрические объемы, между которыми выступают ризалиты с фронтонами: в трех ризалитах размещены входы, а четвертый, алтарный, дополнен полукруглой апсидой. Здание завершает крупный четверик с восьмигранным куполом, увенчанным световым восьмериком с узкими диагональными гранями и маленькой главой с яблоком и крестом. Оригинальность верху придают поставленные на углах и примыкающие к четверику цилиндрические башенки-барабаны с полусферическими кровлями и такими же, как центральная, главками. Восточные башенки глухие, а западные прорезаны узкими арочными проемами и служат для размещения колоколов.

В строгом классицистическом декоре фасадов основным элементом являются карнизы, трижды опоясывающие все здание: один проходит по стенам основного объема на уровне верха апсиды, другой венчает его, а третий завершает башенки и четверик. Богато профилированный карниз основного объема дополнен треугольными фронтонами над ризалитами. Нижние прямоугольные окна храма не имеют наличников; лишь дверные проемы украшены треугольными сандриками. Над ними находятся крупные полуциркульные окна второго света, обрамленные тягами с круглыми лепными розетками по сторонам; такие же окна в гранях четверика. Вверху западных цилиндрических объемов расположены круглые окна, вверху восточных — такие же ниши, которым соответствуют арочные узкие ниши глухих башенок.

Внутри храм крестообразный, с мощными угловыми пилонами и короткими рукавами креста, перекрытыми цилиндрическими сводами. Высокое центральное помещение, в плане в виде квадрата со срезанными углами, эффектно завершено крутым восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями и отверстием светового фонаря аналогичной восьмигранной формы. За пилонами, поддерживающими купол и своды, в угловых частях устроены маленькие круглые в плане помещения со сферическими куполками, соединенные узкими проходами с рукавами креста. В восточных помещениях находились жертвенник и дьяконник, в юго-западном — лестница на хоры с деревянной балюстрадой, северо-западное, вероятно, использовалось под кладовку.

Частично сохранилась великолепная первоначальная штукатурная отделка интерьера, выполненная с большим мастерством. Широкие лепные антаблементы и карнизы хорошего рисунка проходят на уровне пят сводов рукавов, вверху стен основного четверика, основания купола и светового фонаря. Роспись выполнена клеевыми красками в нач. 19 в. Ее строгий и торжественный характер, тщательно проработанный рисунок деталей и высокий художественный уровень исполнения гризайль-ного декора позволяют говорить об этой живописи как об одном из лучших в Брянской обл. произведений данного вида искусства эпохи классицизма. Цветовая гамма выдержана в теплых охристых тонах различного оттенка: от светло-желтых до ярких золотистых и насыщенных коричневых, дополненных бледно-голубыми, что создает выразительную светотеневую лепку декоративных элементов.

Лотки свода расписаны перспективно сокращающимися к центру восьмигранными кессонами с античными головами и ангелами. На ребрах свода выполнены сложные трехчастные росписи с имитацией мраморной отделки: узкие вертикальные полосы изящного растительного орнамента фланкируют композиции из церковных атрибутов. Под ними по диагональным осям свода были изображены фигурки, несущие гирлянды. На фризе нижнего антаблемента написаны венки, которые ритмично опоясывают стены основного помещения и алтаря. На коробовых сводах арок сохранились незначительные остатки живописи в виде квадратных кессонов с розетками. Роспись стен имитирует отделку мраморными прямоугольными панелями. Стены западной части были расписаны в два яруса сценами из жизни Богоматери (не сохранились) в духе древнерусской живописи 17 в., что крайне редко встречается в классицистическом интерьере.

Фрагментарно сохранился иконостас нач. 19 в., характеризующийся торжественно-парадной трактовкой форм, благородством силуэта и изысканной золоченой резьбой. Иконы, по некоторым сведениям принадлежавшие кисти О.А. Кипренского, были написаны масляными красками на холсте. Ясная объемно-пространственная композиция иконостаса выполнена в виде монументальной экседры, увенчанной аркой с фронтоном, в центре которого помещалось «Распятие» (не сохранилось). Коринфские колонны по сторонам экседры и внутри нее несут раскрепованный антаблемент, который завершается карнизом. Конха экседры украшена резной гирляндой с выпуклыми розетками крупного рисунка, от которого расходились лучи. Гирлянда обрамляла полукруглую икону с изображением Саваофа.


Источник: Свод памятников архитектуры и монументального исскуства России. Брянская область. — М.: Наука, 1998. ISBN 5-02-011705-6

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *